Подвижность. Тонус

Подвижность определяется движениями, которые ребенок способен совершать. По мере развития малыша они постепенно будут становиться все более уверенными и определенными, тогда как в самом начале жизни движения очень неуклюжие.

Тонус — это нормальное состояние мышечного напряжения. Мышцы всегда несколько напряжены, чем и определяются различные положения тела; во время сна это напряжение значительно ослаблено. Вы хорошо ощущаете эту разницу, когда берете на руки своего бодрствующего или спящего ребенка. Если он спит, то может быть очень .мягким, тяжелым, совсем не таким, как в состоянии бодрствования даже тогда, когда не двигается.

Подвижность и тонус у детей

Во сне ребенок расслабляется. Состояние мышечного напряжения, определяющее позы ребенка, которые также будут изменяться по мере его развития, объясняется нормальным тонусом мышц. В течение первых недель, особенно в самом начале жизни, ребенок чаще всего, если не спит, лежит с согнутыми ручками и ножками и сжатыми кулачками. Вам стоит немалого труда их разжать, выпрямить ему руки, вытянуть или раздвинуть ему ноги.

В начале жизни мускулатура у ребенка находится в повышенном тонусе, и этот мышечный гипертонус распространяется в основном на мышцы, расположенные на передней поверхности тела, и мышцы конечностей, тогда как тонус других мышц, в особенности мышц спины, сильно понижен. Поэтому ребенок и не может сидеть, а если вы попытаетесь его посадить, может уронить голову на колени.
В начале жизни, как я уже говорил, движения младенца очень неловкие. Это называется «совокупной подвижностью» — ребенок шевелит руками и ногами, но не может делать точных движений кистями рук, пальцами или ступнями. Движения происходят самопроизвольно или возникают в ответ на раздражения, но не соответствуют ни определенному намерению, ни какой-либо цели.

Намеренные движения у детей

И все же существуют два вида намеренных движений, которые могут появиться у ребенка очень рано.

Потребность в сосании очень часто заставляет младенца сразу «находить» свой большой палец или тыльную сторону ладони, которые он будет упорно сосать. Иногда уже с восьмого дня жизни ребенок, которому удается поднести руку ко рту, начинает сосать свой большой или согнутый указательный палец, а иногда — ребро ладони со стороны большого пальца.
Кроме того, очень скоро малыш научится протягивать одну или обе ручки к груди или бутылочке. Он еще не может сознательно ее схватить, но протягивает к ней ручку, которая с трудом раскрывается, да он не умеет пока схватить и взять, но вы, понимая ero неосознанное стремление и разжав эту ручку, можете положить ее так, как надо.

И все-таки можно утверждать, что это — попытка намеренных жестов, сознательно целенаправленных, выбранных, даже если пока они нечетки.

Перед едой, когда он голоден, и после еды, если его потребность в сосании осталась неудовлетворенной, он берет в рот собственный большой палец или руку. Вы слышите, как он ожесточенно и с шумом сосет пальчик и тогда, когда старается уснуть.

Но вы видите и более крупные движения рук и ног в целом, вы замечаете их, когда малыш ворочается во сне или плачет и дергается во все стороны, когда вздрагивает всем телом. Я снова говорю вам — нет. Он не нервный, он нормальный. Ребенок много двигается при малейшем возбуждении, достаточно, чтобы где-то хлопнули дверью или он почувствовал поблизости какое-то резкое движение, направленное в его сторону.

Все это нормально. Это способ существования маленького ребенка, его естественное поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *